Почему запрещены полеты пассажирских самолетов над Гималаями
Многие считают, что в наши дни нет в мире мест, над которыми не пролегали бы авиамаршруты. Самолеты сегодня повсюду и их можно увидеть в небе над дремучей сибирской тайгой и над самыми отдаленными островами Тихого океана. Но все же остались на планете места, где самолетам летать запрещено. Многие сразу же вспомнят о ледяном континенте Антарктиде. Но это не единственный регион, закрытый для пассажирских лайнеров. Есть еще один, не столь отдаленный — это Гималаи.
Теоретически летать над Гималайским хребтом можно. Для этого нужно всего лишь получить разрешение у властей Китая. Но это только кажется простой задачей — китайцы крайне неохотно выдают такие документы. Гораздо проще не связываться с бумажной волокитой и просто облететь самые высокие горы Земли с севера или юга. Именно так и делают лайнеры авиакомпаний.
Проблемы с кислородом
Бывают случаи, когда над этими горами лететь все-таки нужно. Такая необходимость, кстати, нередко возникает у ученых. В этом случае придется заняться переоборудованием самолета. Разрешение могут выдать лишь на те воздушные суда, чьи кислородные резервуары увеличены. В большинстве пассажирских самолетов запаса кислорода, подаваемого в маски при разгерметизации салона, хватает на 20 минут. Предполагается, что за это время пилоты смогут снизить аварийный лайнер до высоты, безопасной для человека.
Но для полетов над самыми высокими горами мира такого запаса недостаточно. Наивысшая точка планеты — гора Эверест, высота которой составляет 8 848 метров над уровнем моря. Кажется, для современного авиалайнера, летящего на высоте 10 000 метров, а то и выше, горы не помеха. Да, это так, но только в том случае, если полет проходит в штатном режиме.
Чтобы пассажиры не погибли от нехватки кислорода, летчикам нужно снизить самолет за 20 минут до высоты 3 000 метров. В Гималаях это возможно далеко не везде. Средняя высота хребта составляет 6 000 метров, а Тибетского нагорья — 4 400 метров. Да и пересечь на аварийном лайнере хребет «по быстрому» не получится. Это самый крупный по площади горный массив Земли. Он протянулся на 2 500 км с запада на восток и более чем на 1000 км с севера на юг.
Если разгерметизация салона произойдет над серединой нагорья, то самолету нужно будет преодолеть 500 км, прежде чем удастся снизиться. Так как скорость пассажирского лайнера редко превышает 850 км/ч, то на это уйдет 35 минут. Очевидно, что 20-минутного запаса кислорода в стандартных резервуарах пассажирам не хватит.
Поломка двигателя
Разгерметизация — не единственная опасность, подстерегающая самолеты на большой высоте. Иногда случается и такое ЧП, как отказ двигателя. Хорошо известно, что это нештатная и опасная, но не критическая ситуация. Все современные самолеты могут лететь и на одном оставшемся двигателе. Вот только максимальная высота 10 000 метров для них будет уже недоступна.
При отказе одного из двигателей лайнер переходит в режим OEI — One Engine Inoperative («Один двигатель не работает»). Он может продолжать полет до ближайшего аэродрома, но его возможности сильно ограничены. Потолок в режиме OEI находится в пределах 6000 до 7500 метров. Несложно догадаться, что этого для пересечения Гималаев недостаточно. Только «восьмитысячников» в составе этого хребта 14. Если говорить же о горах высотой 7 000 метров и выше, то их более сотни.
В случае аварии с двигателем пилоту придется устраивать «гонку на выживание» между горами. В некоторых местах хребта такая гонка возможна. Китайцы вместе с Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA) разработали несколько маршрутов для аварийных случаев. Авиакомпании, получившие разрешение на полеты над горами, обязаны придерживаться этих трасс.
Основной маршрут через Гималаи и Тибетское нагорье имеет индекс L888 и романтичное название «Шелковый путь». Рядом находятся и вспомогательные маршруты, обозначенные как Y1, Y2 и Y3. Все это пути, которые пилоты могут использовать, если тяга из-за поломки двигателя упадет и придется лететь на опасной высоте.
Почему не хотят летать над Гималаями
Несмотря на это, над Гималаями летают единицы. Кажется, прямой путь значительно снижает расход горючего, и увеличенные резервуары для дыхания быстро окупятся. Но дело не только в них. После такой доработки авиалайнер должен пройти сертификацию у регуляторов из США и Европы. Это долго, хлопотно и дорого. Да, не нужно забывать еще и про придирчивых китайцев, за которыми в этом деле всегда последнее слово.
Те, кто выполнили доработку, прошли сертификацию и получили разрешение у китайцев, все равно не могут летать, когда им вздумается. Перед каждым полетом над Гималаями и Тибетом, нужно официально уведомлять власти КНР за 60 дней. Весь этот комплекс условий работает почти как полный запрет и с проблемами сталкиваться никто не хочет. Лучше потратить пару лишних тонн топлива и облететь горы стороной.
Смотрите также — 6 причин, почему в авиалайнерах нет парашютов для пассажиров